Главное содержание

Здесь есть всё для активных и энергичных людей! У нас можно узнать куда сходить и чем заняться в городе, афиши кинотеатров и репертуары театров, всё о клубах и модных местах, прочитать об успешных современниках и интересных людях, добавить свою статью и поделиться творчеством и идеями!

Мы в Лайне: line://ti/p/%40por7687f
Мы ВК: http://m.vk.com/club119464479

 

ХАЛЛЫ АННАЧАРЫЕВ
1938-2014

«Большой художник не бывает без Родины»

 

hally annacharyewВнимательный, глубокий и слегка ироничный взгляд из-под высокого лба, мудрые и добрые глаза, неизменная сигарета в руке, негромкий проникновенный голос, обрамленный легкой хрипотцой...
Таким вспоминается нам Заслуженный деятель искусств, Народный художник Туркменистана и просто большой души человек - Халлы Анначарыев.
Родился Халлы Анначарыев в сельской глубинке, в поселке Кемине под Мары и ему на долю, как и многим его сверстникам, выпало голодное сиротское детство и трудное послевоенное лихолетье. Мог ли тогда, рано осиротевший мальчик, испытавший на себе все тяготы того бедственного времени даже в самых своих смелых мечтах предположить, что пройдя долгий и тернистый жизненный путь, покорив все мыслимые и немыслимые вершины, он войдет в плеяду деятелей, сумевших сказать свое слово в становлении и развитии искусства живописи и графики в Туркменистане.

Невзирая на трудное детство, связь с местом своего рождения, а вернее сказать, с душой и судьбой народа, к которому принадлежал Халлы Анначарыев, продлится всю его творческую жизнь, и те нелегкие жизненные накопления очевидно и станут впоследствии объяснением особого тяготения к людям от сохи, сельским жителям и подвигнут его к созданию большого цикла замечательных портретов тружеников туркменского села. В этих портретах не просто обособленные изображения, но некий мини-портрет нации.


После окончания сельской школы большим везением стало поступление Халлы Анначарыева в Туркменское государственное художественное училище, где он попал в надежные руки опытных педагогов - И.Г. Пирадовой, А. Кулиеву, П.В. Попову, выпускников Ленинградской Академии художеств, известной своей приверженностью к традициям реалистического изобразительного искусства. Именно они привили Халлы основы конструктивного понимания формы, построения композиции, развили колористическое чутьё. Благо почва была благодатная, ибо уже в училище Халлы слыл въедливым, одержимым и преданным призванию учеником.

Осваивать профессиональную грамоту Халлы Анначарыев продолжил в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова под началом выдающихся мастеров А. Дейнека, Д. Жилинского, Д. Мочальского. Учился он с присущей ему самоотдачей и был вовлечен в круг молодых художников, которых впоследствии назовут шестидесятниками. Их произведения воплощали новые творческие находки, новую пластическую выразительность, что стало характерным для живописи 1960-70-х годов и вошло в историю советского искусства под названием «суровый стиль». Этот стиль будет ощущаться в целом ряде произведений Халлы Анначарыева, прежде всего, в те самые 60¬70-ые годы прошлого столетия, проявляясь в отточенности линий, скульптурности формы и, порой, в статуарности композиций.

portrety ludeiportret klycha

Есть художники по преимуществу живописцы, и есть художники-рисовальщики. Рисунок, безусловно, является одним из лучших методов познания формы, ему отводится первостепенное значение в академическом художественном образовании. Собственно и на обыденном уровне ограниченность выразительных средств, его относительно меньшая зрелищность по сравнению с живописью, требующая для его восприятия определенной подготовленности, делает рисунок, в какой-то степени, элитарным искусством. Вместе с тем именно рисунок наиболее непосредственно и остро выражает личность художника, особые качества его характера, психологии, взгляда на жизнь, его своеобразный почерк (Г.Тулузакова).

отеллоЕще в студенческие годы Анначарыев страстно увлекся рисунком, углубляясь в самую технику рисования, смакуя штрих и растушевку, играя большим-меньшим нажимом угля, апробируя тональный карандашный рисунок, стремящийся к живописности. Сохранившиеся студенческие работы Халлы - рисунки и натурные штудии, демонстрируют его умение, твердую руку и цепкий глаз крепкого рисовальщика.
Авторитет рисовальщика Халлы Анначарыева непререкаем и по сей день. Сегодня мы с уверенностью можем говорить о влиянии, оказанном им на становление многих ныне успешных и известных туркменских живописцев, скульпторов, графиков, которые в то время были просто его однокашниками и друзьями.

 


1967 году Халлы успешно защищает дипломную работу «Сбор коконов» в классе народного художника СССР Б.В. Иогансона и возвращается на родину дипломированным специалистом. Что дальше?
А дальше - первые и далеко не робкие шаги молодого художника, ищущего и идущего в мир открыто, «без забрала», жадно впитывающего в себя окружающий миропорядок в твердой уверенности, что для искусства нет неприкасаемых тем. Он всецело окунается в творческую жизнь, участвует во всех выставках Союза художников Туркменистана. Человеческие характеры и темпераменты, дорогая сердцу аскетичная природа и ее щедрые осень колхозадары, жизнь во всех ее проявлениях и смерть, без которой жизнь теряет всякий смысл - темы, волновавшие художника в самом начале его пути.
Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажи Халлы Анначарыева («У подножья Копет-Дага» (1973), «Осень нашего колхоза» (1978), «Мой аул» (1980), где он стремился к многоплановости, экспериментирует с палитрой, добиваясь ее максимальной выразительности, старается уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Сельская тема в его работах немыслима без некой панорамности точки обзора, где свежевспаханные поля, густые фруктовые сады, вереницы стройных тополей уводят взор до пределов далекого горизонта. Цельностью переданных настроений и переживаний выделяются также пейзажи «Осень» (1976 г.), «Тополя» (1986 г.) и др. В дальнейшем в живописи Халлы Анначарыева укрепляется стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов.

Халлы Анначарыев - представитель реализма. Более того, в его ранних работах местами отчетливо проглядывает соцреализм. Однако художник убежден - «как бы автор ни писал, во всем важен академизм». Так вот данью лучшим традициям академизма по праву можно считать одну из этапных и наиболее масштабных полотен художника - «Портрет молодого дирижера» (1976), где прообразом послужил в то время начинающий, а впоследствии признанный музыкант и дирижер, народный артист Туркменистана Оразгельди Бердиев. портрет дирижераВозвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность, некоторая идеализация образа - эта работа довольно прозрачно иллюстрирует художественные идеалы автора на том этапе творческого пути.
Искусствовед Азат Аннаев отмечает: «Каждой из картин художника присуща своя тонко разработанная драматургия композиционного построения, характерная психологическая тональность, выраженная цветом, освещением, ритмикой пространственных решений. Не только сюжеты, но и архитектоника форм созданных образов проникнуты острым чувством современности. Несмотря на мощную пластику и насыщенность живописной фактуры, образы созданные художником всегда лиричны».
В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века живописная манера Халлы Анначарыева меняется. Он постепенно отходит от традиций «сурового стиля», с общей тенденцией к монументализации жизненных впечатлений. Художник трансформирует свою систему портрет разведчикаизобразительных средств - исчезает ритмическая резкость, силуэтные контрасты, колорит становится более насыщенным и гармоничным. По мнению А. Аннаева «Портрет разведчика Т.М. Джалалова» (1985) - лучший из портретов того периода. «Плотный, пастозный мазок стремителен и четок, работа выполнена в технике «alla prima», на одном дыхании. Художник сочными мазками лепит на холсте образ старого воина. Свободная, раскованная манера владения кистью и мастихином придают портрету особую вибрацию и живописную осязаемость».

«Зоркий наблюдатель человеческого лица, Халлы Анначарыев безошибочно улавливает и мастерски выписывает индивидуально-психологические черты отдельно взятого характера, что поднимает портретное искусство автора на большую высоту», пишет Заслуженный деятель искусств Туркменистана, искусствовед Абат Мухатова. «Трудно выделить лучшие из галереи лиц, написанных с натуры портретов, таких как "Джемал- эдже", «Портрет Аман-ага», «Берды-ага» и др. - полные человеческого достоинства. Их персональные качества вкупе с живописной филигранностью художника придают этим образам особую наполненность и значительность». Халлы Анначарыев всегда шел от живой натуры, создавая при этом образы, в которых воплощались в равной мере индивидуальные черты и объединяющая их глубинная национальная основа.

soltan sandjarЕсли в начале 1970-х произошло рождение Халлы Анначарыева как живописца, то к позднему периоду творчества - в 2000-х гг. он, возвернувшись к живописным опытам своей молодости, уже в полной мере сформировался как художник монументального склада, обладающий обобщающим образным и пластическим мышлением. В центре его внимания теперь человек-деятель, человек-созидатель и творец. Обладая
энциклопедическими знаниями и являясь большим знатоком и обожателем истории, в том числе и в больше степени истории, культуры, традиций и музыки туркменского народа, Халлы Анначарыев много размышляет о деятелях, описанных в скрупулезно собранных им первоисточниках, включая исторические манускрипты, дестаны, мифы, легенды и сказания. Плодом этих раздумий и творческих усилий явилась выдающаяся серия портретных образов ключевых национальных деятелей, полководцев, ученых, мыслителей и поэтов, замахшарынепосредственно творивших историю нашего народа. Таковы величественные «Кеймир Кёр», «Гёроглы», «Солтан Санджар», «Недир-шах», «Нурберды-хан», «Эзиз- хан», «Мяне-баба», «Махтумкули» и др. Среди них каким-то необъяснимым внутренним магнетизмом обладает профильный портрет выдающегося туркменского ученого средневековья Махмуда Замахшары (2007). Образ выписан экспрессивно, резкими мазками и жесткой проработкой объема, и наполнен пафосом глубокой духовной созерцательности. Живописный стиль, выработанный в период работы над этой серией исторических портретов (2004-2011 гг.), художник в целом сохранит и в своих последующих работах.

Рассматривая позднюю графику Халлы Анначарыева, мы невольно замечаем, что со временем, мастер, отрабатывая возможности линейного рисунка, «заявленного» еще в пору студенчества, создает образы полные тонкой лиричности, без иронии и без «красивостей», при этом линия становится четче и определеннее, рисунок проще и точнее.
В очерке о замечательном художнике и его жизнетворчестве, большим упущением было бы не сказать еще об одной важной, судьбоносной ипостаси Халлы Анначарыева - Педагога. Одновременно и наравне с творчеством, более 50-ти лет жизни мастера были отданы педагогической деятельности, сначала в художественном училище, куда он был приглашен сразу по окончании Московского художественного Института, а затем и на кафедре графики Академии художеств Туркменистана. Многолетняя преподавательская деятельность почти не оставляла времени для творчества, но несмотря и вопреки, он отдавался наставничеству без остатка, по-отечески окружая своих студентов вниманием и заботой как во время так и за пределами учебного процесса, буквально живя их проблемами и успехами. Он умел к каждому из учеников подойти творчески. Десятки состоявшихся туркменских художников с grafikaгордостью и благодарностью называют себя учениками Халлы Анначарыева, которых он терпеливо и с любовью наставлял на путь искусства. Успешное наставничество обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что он был разносторонне образованным человеком, человеком с большим сердцем и неизменной готовностью помочь.
В целом же, творчество Халлы Анначарыева - яркий пример туркменского художника, всегда и при любых обстоятельствах сохраняющего свою национальную идентичность. Коллеги и друзья вспоминают о нем с самыми высокими чувствами, как о талантливейшем художнике, великодушном и чрезвычайно скромном человеке и исключительном патриоте. «Большой художник не бывает без Родины», не знаю автора этих слов, но они как нельзя лучше характеризуют нашего героя, Народного художника Туркменистана Халлы Анначарыева.

04.03.2016

Материал подготовлен Боби

Комментарии  

+72 # Артык Язкулыев 10.04.2016 12:44
Спасибо великое автору за проникновенные слова о нашем Халлы Анначарыевиче, Человеке большого дарования - широчайшего ума, конечно, таланте различных жанров изобразительного искусства, и, наконец, - о моем друге. Безусловно Халлы Анначарыевич, вернее его творчесво, - особое явление в методах познания формы, которыми он мастерски владел, - в системе изобразительных средств, что позволило ему создавать незабываемые образы национального звучания; в них запечатлены характеры людей, суровая природа, эпохи туркменской истории, по которым можно понять, познать, страну - жизнь огромного региона Востока. В то же время именно поэтому творчество Халлы Анначарыевича - плоды его творческих усилий -принадлежит всему человечеству.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+129 # Jakhan 01.05.2016 11:44
Папа, родной! Ты - моя сущность! Я всегда там, где ты... Мы вместе! и так будет всегда...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+128 # Juma 02.05.2016 06:12
Горд тем, что был знаком с Халлы-ага! Вечная и светлая память замечательно одаренному и большой души человеку!!! спасибо автору за статью и за память о нем!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+128 # человек 10.05.2016 15:01
Картины всегда говорят о внутреннем мире художника, о его профессионализме.И Анначарыев по праву носит звание Народного художника Туркменистана.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+126 # Tumor 13.05.2016 19:12
удивила картина "Портрет молодого дирижера!. Не подозревала, что у нас были художники с таким неординарно-масштабным мышлением! Это имя стало открытием для меня. Светлая память, творцу!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+127 # Serdar 14.05.2016 13:30
Читаю, смотрю репродукции и думаю - кто из ныне здравствущих наших соотечественников может созидать на таком же уровне, что и Халлы Анначарыев??? остались ли еще персоны из этой плеяды художников, кто мог бы подготовить достойных последователей? Очень надеюсь, что есть...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+127 # Патриот 16.05.2016 13:17
Спасибо сайту за возможность расширять познания о нашей собственной стране! Спасибо автору за возможность узнать больше о ключевых персонах нашего национального искусства! Спасибо Халлы Анначарыеву - большому Мастеру и выдающемуся Учителю за его талант и вклад в нашу культуру! С светлой памятью и от имени всех учеников Мастера!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+128 # Джерен 20.05.2016 05:12
Наша туркменская земля богата талантами.Нужно просто присмотреться получше," раскопать". Удивительно,то, как такие люди как Халлы и его современники нашли свой путь, как они смогли безошибочно определить свой талант, тягу к искусству.Я согласна Serdar с вами и надеюсь что благодаря таким учителям как Анначарыев в нашей стране есть последователи большого искусства.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+127 # Sohbet 26.05.2016 11:41
odno slovo - MASTER!!! ono vkluchaet v sebya i talant i vysokie chelovecheskie kachestva, glubiny ego morooshusheniya i vysoty ego miroporyadka!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+49 # Rovshen 16.06.2016 09:12
...Халлы-ага всегда был и есть для меня та самая гавань! Единственная творческая душа из тех, кого знаю, свободная от зависти и меркантильности. Приходил к нему как к пристанищу, где всегда находил мир и покой за пиалушкой неизменного зеленого чая и умиротворяющих бесед обо всем...Большой ум, большое сердце, большой талант и великая душа! Светлая память!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+97 # Murad 26.06.2016 14:50
Памяти Народного Художника Туркменистана Халлы Анначарыева!

Красивая и добрая душа,
О Вас грустит, Халлы-ага, наш край,
Душа на небо звездочкой взошла
И чистым светом осветила рай!

А на земле все также как всегда,
Дни вереницей мчатся в суете,
Но, после Вас осталась красота
И тянемся мы к этой красоте!

Нас эта красота ведет к добру
И хочется стать лучше и прямей,
Как солнца свет в окошке поутру,
Вот так и Вы дарили свет души своей!

И так бы каждый: жил бы и дарил
Души и чистоту и доброту,
Каким прекрасным мир вокруг бы был!
Спасибо, Мастер, Вам за красоту!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+49 # Jeren 27.06.2016 09:24
После такого посвящения, моя досада от того, что не была знакома с Мастером удваивается. Очень и очень жаль, что творчество таких художников остается мало знакомым для широкой общественности. Вероятно, повинны в этом не только СМИ, но и отсутствие интереса к искусству среди молодого поколения.
Спасибо Вам, Мурад, очень трогательное посвящение! И Светлая память Мастеру!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Экви 06.07.2016 16:20
Murad, вы бы не хотели прислать и другие ваши стихи для публикации на сайте? Вы можете прислать их по адресу:
Спасибо вам!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+49 # Mukhammet 13.09.2016 09:34
Чем дальше, тем меньше живописцев, работающих в таком стиле... с большой долей вероятности можно предположить, что с каждым следующим годом ценность этих кратин будет неизменно возрастать! Спасибо автору, было очень интересно почитать и светлая память художнику!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+45 # Бахар 07.10.2016 08:42
А можно ли узнать, где выставляются картины Х.Анначарыева? где их можно посмотреть? или может быть они есть в экспозиции музеев?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Марал 10.07.2017 11:26
Бахар, картины Х. Анначарыева, в частности, портрет молодого дирижера, можно увидеть в Национальном музее изобразительных искусств, что по А. Навои
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+27 # Бахар 16.07.2017 22:58
Спасибо большое, Марал! была! видела! восхищена!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+37 # Dünyagözel 23.12.2016 16:37
Халлы Анначарыевич - наш дорогой учитель!!! Нам так не хватает его тепла и всегда уместного мудрого слова! Светлая ему память! Будем помнить вечно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+33 # Karen 15.01.2017 16:31
Жаль репродукции маленькие - сложно рассмотреть в деталях. Такую вибрацию мазка, как на портретах Замахшары и Джалалова можно сравнить с техникой Филонова и Грабаря. Неожиданное обнаружение. Спасибо за пост! и светлая память Мастеру!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+27 # Гозель 06.07.2017 15:48
Я знала Халлы Анначарыева давно, но в последние годы, после тесного общения с ним, я открыла для себя очень доброго, чуткого,внимательного, мудрого человека.
Я с удовольствием при первой же возможности, заходила с Джахан, его дочерью в его мастерскую. Как радушно он встречал!!! Как будто самого дорого человека. Его радушие, жизнерадостность пленяло. Общаясь с ним ты всегда уносила с собой частичку его веры, радости и успокоения. С большим сожалением каждый раз приходилось покидать его мастерскую, но сознание того. что скоро будет еще встреча, успокаивала.....

Увы, нет теперь Халлы дайы - великого душевного человека, но он оставил такую долгую, добрую память о себе, своей светлой жизнью, своим творчеством, что не даст нам забыть его- МАСТЕРА и ЧЕЛОВЕКА.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+26 # Jakhan 17.07.2017 14:49
Великое тебе спасибо, Гозель! за бесценные слова, за память о нем, за твой редкий дар к сопереживанию!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить