Главное содержание

Здесь есть всё для активных и энергичных людей! У нас можно узнать куда сходить и чем заняться в городе, афиши кинотеатров и репертуары театров, всё о клубах и модных местах, прочитать об успешных современниках и интересных людях, добавить свою статью и поделиться творчеством и идеями!

Мы в Лайне: line://ti/p/%40por7687f
Мы ВК: http://m.vk.com/club119464479

 

История создания и творческая деятельность потрясающе-популярной группы «Ашхабад» из воспоминаний продюсера группы, заслуженного работника культуры Туркменистана
Хемры Мурадова

 

imageБудучи работником 4-го главного управления при Минздраве ТССР в 1987 году я поехал отдыхать в Сочи, к Черному морю. Остановился в пансионате «Лазаревское», где я познакомился с Назимом Надировым - удивительным человеком, кандидатом филологических наук, владеющим несколькими иностранными языками. Сам он был из Москвы, а по национальности – курд, уроженец города Чимкент. Назим работал еще и переводчиком в Госконцерте СССР: в те времена в Москву начали приезжать эстрадные звезды мировой величины, и люди, владеющие иностранными языками, были очень востребованы. Назим многих известных исполнителей и продюсеров знал лично, у него были обширные связи. В Сочи, нас поселили в одной комнате, с этого и началась наша дружба и творческий проект под названием «Ашхабад».

В том же году я поступил в аспирантуру, а так как необходимая информация для моей диссертации в основном находилась в библиотеках г. Москвы, я часто туда ездил. Во время таких поездок я останавливался в гостях у Назима. Он уже тогда развил бурную деятельность в области шоу-бизнеса, создал фирму «Европа» и предложил мне поехать с ним в ФРГ - в Кёльн и Гамбург, попробовать себя в новом деле по организации гастролей туркменских артистов за рубежом. В те времена я побывал почти во многих городах России, Узбекистана, Казахстана, Латвии и мне ужасно хотелось поехать на Запад, ведь до Перестройки был железный занавес, и тот, кто посетил Польшу или Болгарию, считался счастливчиком, а о капиталистических странах вообще не мечтали. Так и решили - еду с Назимом в Европу, но для этого надо было мне собрать аудио – кассеты и виниловые грампластинки туркменских эстрадных исполнителей в Ашхабаде. В киосках аудиозаписи я понабрал много аудиокассет с записями туркменских эстрадных исполнителей, популярных у нас на свадьбах, в то время это были две звезды: Атабай Чарыкулиев и Акыш Сапаров. Ранее конечно были звездные группы «Гунеш», «Фирюза», «Дестан», но они к 1985 году уже распались, остались только грампластинки. Вот, со всеми аудиозаписями я и Назим на поезде отправились в ФРГ. Скажу сразу – «загнивающий» Запад мне очень понравился: чистые, аккуратные и красивые города с неоновым освещением и рекламой - все то, что мы видели в западных фильмах раньше на видеокассетах в видеосалонах нашего города, это было неописуемо.
Приехав в Кёльн, мы встретились с представителями шоу-бизнеса: продюсерами, промоутерами, импресарио и др. К моему большому удивлению у всех западных бизнесменов был повышенный интерес к туркменской музыке. Там я познакомился со Штефаном Фон Левис оф Менар из Гамбурга - владельцем компании «KIX-MUSIC», который, нам показался большим профессионалом шоу-бизнеса. Назим был раньше с ним знаком, и Штефан пригласил нас к себе в гости - в Гамбург. В гостях у Штефана втроем обсуждали идею создания новой музыкальной группы. Я предложил назвать ее «Ашхабад», чтобы еще раз подчеркнуть, что мы из Туркменистана. Был подписан трехсторонний протокол намерения о создании группы, на меня была возложена большая ответственность собрать музыкантов для этой группы. Еще раз прослушав аудиозаписи, было предложено взять вокалистом и таристом Атабая Чарыкулиева, перкуссионистом - Хакберды Алламурадова, на клавишные и аккордеон - Курбана Курбанова, скрипачом – Гасана Мамедова. Основной костяк музыкантов был подобран, но они пока даже не догадывались о том, что вскоре они станут неимоверно знаменитыми за рубежом и прославят свою Родину далеко за ее пределами.
По приезду в Ашхабад, первым делом я поехал договариваться с Атабаем. Ранее мы были знакомы по учебе в Институте народного хозяйства. Я, показав Атабаю протокол о намерении создать группу для гастролей по зарубежным странам, предложил ему стать вокалистом группы «Ашхабад», на что получил согласие. Глаза Атабая блестели от радости – он еще до конца не верил, что он, свадебный музыкант из Туркменистана будет гастролировать по странам мира. Потом я также встретился со всеми остальными музыкантами и также получил их согласие на участие в этом проекте. Теперь у нас была настоящая команда профессионалов – это лучший перкуссионист Хакберды, самый искусный аккордеонист и клавишник Курбан, скрипач-виртуоз Гасан, а также барабанщик Лева Амирзадов, бас-гитарист Евгений Начевный , соло-гитарист Эссен Джангаев. Это и был первый состав группы «Ашхабад». Стилем группы избрали этно-джаз рок. Начались ежедневные репетиции в ДК железнодорожников, вскоре были сделаны три записи, это - «Какан гыз», «Саба-Саба» и песня из кинофильма «Кечпелек» - «Дуран ерлерин». Эти записи я отправил Назиму и Штефану, и они, прослушав записи, уверились в том, что наш проект под названием «музыкальная группа Ашхабад» осуществиться с успехом. Но такого успеха, который буквально, свалился на нас, не ожидал никто!
В мае 1990 года группа «Ашхабад» отправляется в Кёльн.
В Кёльне у нас состоялся сольный концерт в джаз-клубе города, который прошел очень успешно. Далее наш маршрут лежал в г. Бремен. Мы приехали в Бремен для участия на музыкальном фестивале «Бременале». Это большой парк для проведения подобных мероприятий, и в самом большом шатре этого фестиваля выступают именитые группы. Перед нашим выступлением, на сцене была немецко-турецкая группа «Ики дунья». После их выступления начался наш концерт и, услышав первые ноты нашей композиции, музыканты «Ики дунья», которые собирались уходить, замерли и остались дослушивать наше выступление. Они настолько влюбились в нашу музыку, что потом последовали за нами в Гамбург, где мы должны были выступить. Мы с этой группой очень сдружились. Зрители «Бременале» были в восторге от нашего выступления, а я был безумно рад и горд за туркменскую музыку. Окончив свое выступления, при этом, трижды сыграв на бис, мы уже собирались уходить, как прибегает основной организатор фестиваля и просит нас, пока публика не разломала сцену, выступить еще. По правилам организации концертов на фестивалях, если публика просит, исполнители могут играть «на бис» только три раза. Публика «Бременале» же неистовствовала, они требовали наших выступлений еще и еще: топтали ногами, стучали руками об сцену, свистели и долго, долго не расходились. Тогда мы вынуждены были играть еще три номера кряду. Только после третьей песни публика, поблагодарив нас, успокоилась. Это был первый большой успех группы «Ашхабад». Для организаторов фестиваля такое было впервые в их практике. Тогда-то мы, по- настоящему, поверили в будущий успех группы: все-таки мы не ошиблись, создавая «Ашхабад»!

В Гамбурге мы выступали в престижном зале «Фабрик», это здание старой мануфактуры, где соорудили хороший акустический концертный зал. Выступление было феерическим, в гостьях на нашем концерте были те же музыканты из группы «Ики дунья», ставшие нашими друзьями. В конце концерта к нам обратился владелец сети турецких ресторанов и кафе в Германии Исмаил – бей с просьбой: его друг хочет выступить с нашими ребятами. Его друг вышел на сцену, чтобы петь с «Ашхабадом», и мы удивились, когда конферансье объявил, что с группой выступит популярный турецкий исполнитель с большим вокальным стажем Реджеп Каймак. А так как на концерт пришли представители разных национальностей, в том числе турки, проживающие в Германии, они встретили его овациями. Далее и описать нельзя: концерт имел ошеломляющий успех.
Там же в Гамбурге состоялась первая фотосессия для альбома, которая длилась целый день. Фотографии для альбома получились как надо. После этого несколько дней записывали демо-диск, а потом турне по Германии завершилось, и мы вернулись домой. Это была первая поездка группы «Ашхабад» на зарубежные гастроли.
Вернувшись домой, мы взялись за расширение репертуара, в это время Штефан и Назим занимались промоутерством – распространением демо-диска среди организаторов фестивалей, конкурсов по всему миру.
Спустя месяц, группа летит в Японию. Были организованы концерты в Токио, Осака, Орава и еще несколько городов. Успех был такой же, как и в Германии. По возвращению, мы пересмотрели структуру группы, и группу покинули Евгений Начевный, Лева Амирзадов, Эсен Джангаев, наоборот, пришел Сабир Ризаев - духовые инструменты.
В начале 1990 годов на международном конкурсе популярной музыки и песни «Азия Даусы» в г . Алма-Ата благодаря стараниям Назима и Шейлы Чандра (Великобритания) группа «Ашхабад» попадает в поле зрения самого Питера Габриэля, британского музыканта. Питер Гэбриэл начинал свою карьеру вокалистом, флейтистом и перкуссионистом британской прог-рок-группы «Genesis», затем начал успешную сольную карьеру, был продюсером большого количества записей этно-исполнителей, он является одним из основателей фестиваля World Music («WOMAD»). Идея создать фестиваль «WOMAD» у Гэбриэла зародилась еще в 1980 году, а реализовать ее удалось в 1982-м, когда состоялся первый «WOMAD». С 1988 фестивали «WOMAD» стали проходить в разных городах по всему миру, но главная сцена фестиваля всегда оставалась в Англии.

City-Of-Love-coverИтак, группа «Ашхабад» первыми из республик СССР и далее СНГ подписывает контракт с Питером Габриэлом, и это означает, что в дальнейшем группу ждет большой успех. Далее гастроли в составе «WOMAD» (мировая музыка и танцы) в Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Канаде и др. Везде успех группы. В 1992 году в Великобритании на студии Питера Габриэля группа записывает альбом «City of Love» by Ashkhabad (город любви). Дизайн обложки альбома был подобран очень тонко и удачно: Атабай в туркменском тельпеке, блестя золотыми зубами, с улыбкой во весь рот. Очень жаль, что он ушел из жизни так рано. Он даже не представлял, как он прославил Туркменистан и Ашхабад во всем мире, он будет всегда в наших сердцах, а его песни будут звучать, еще долгие года, и не знаю, когда еще у нас будет такой исполнитель с такими вокальными данными и человеческой простотой. Тираж данного диска был довольно большой, и право на распространение было на престижном лейбле Питера Габриэля «Real World». «Ашхабад» занимал престижные места в различных рейтингах мира, в том числе и в «Билборде». Успех рос день от дня, и незамедлительно посыпались предложения о выступлении группы в различных фестивалях и концертных турах. Одно из них - гастроли по Греции и совместная запись с греческими музыкантами и популярной греческой певицей Мелина Кана. Диск был назван «Трофей», на нем звучал синтез ashgabat grвосточной и западной музыки. Этот диск вывел Мелину в рейтинге греческих исполнителей на 6 место и после чего посыпались предложения о гастролях Мелины с группой «Ашхабад» и далее концерты по Греции, Германии, Бельгии и др. Далее сольные концерты в Париже, Гломеле (Франция), Великобритании. Где бы мы ни выступали, везде нас принимали с восторгом. Хочу отметить выступления в США и Англии, где зрителей было более 10 000 человек. У нас был номер «Шалахо», где музыканты оставляют на сцене одного Хакберды для сольной импровизации, когда вся публика за ним повторяют слова «Ашхабад – Ашхабад – Ашхабад». В это время ничто не заменит нам радость и гордость за Туркменистан. В Нью – Йорке после нашего концерта был запланирован сейшн нашего Хакберды и первого барабанщика в мире Билли Кобэма – это было шоу Билли –Хак, вызвавшее у публики повышенный интерес: Хак научил играть Билли на зарпе и депе, что не плохо получалось у американского барабанщика, а в конце Билли подарили туркменский деп.

Были у нас забавные истории, вот одна из них. Едем (группа «Ашхабад») на микроавтобусе из Лондона в Бристоль по автостраде, и вдруг одно колесо спускается. Водитель, его звали Джон, останавливается на обочине и по мобильнику вызывает техническую службу для замены колеса. Джон обращается к нам с извинениями за задержку, на что Атабай просит у Джона домкрат и ключи. Атабай начинает поднимать автомобиль, Джон его останавливает, но Атабай не унимается и меняет колесо запаской. Джон в удивлении: звезда такой величины и меняет колесо! Через минуту приезжает тех. помощь, за вызов Джон, конечно, заплатил, хотя за них все сделал Атабай.
Невозможно описать, сколько было интервью и пресс-конференции. О группе опубликованы статьи и сделаны репортажи в «Ассошиэйтед пресс», CNN, MTV, US today, BBC и многих других, нами даже была записана фонограмма для клипа «Защитим планету земля» в США для CNN.

Я рад, что мне довелось поработать с такими профессиональными музыкантами, как группа «Ашхабад», и я чувствую себя счастливым от одной мысли о том, как много мы сделали, чтобы продвинуть туркменскую музыку и культуру в дальнее зарубежье.

 

Подготовила Аскет

22.12.2015 г.

Комментарии  

+2 # Бердымурад Бердыев 23.12.2015 13:19
С удовольствием прочел статью и словно на Машине Времени вернулся в те годы,когда Ашхабад жил и кипел музыкальными идеями. Хемра- первый и на мой взгляд единственный продюсер,кто смог организовать и воплотить в жизнь такой сложный проект. Спасибо тебе дорогой друг Хемра! Спасибо коллективу за статью!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Хемра Мурадов 23.12.2015 18:21
Спасибо Бердымурад. Помню как ты помогал нам группе репетировать в твоем клубе МВД. Бердымурад это уникальный музыкант и вокалист, создатель группы при мединституте "Внуки гиппократа" а твоя песня Гелиней" является одним из шедевров туркменской музыки. Еще раз спаибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Enni 25.12.2015 03:49
Меня прям переполняет гордостью. Спасибо за статью, за полезнейщую информацию!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-1 # Хемра Мурадов 25.01.2016 17:58
Читайте далее в разделе Творчество - Проза там про Атабая
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить