Главное содержание

Здесь есть всё для активных и энергичных людей! У нас можно узнать куда сходить и чем заняться в городе, афиши кинотеатров и репертуары театров, всё о клубах и модных местах, прочитать об успешных современниках и интересных людях, добавить свою статью и поделиться творчеством и идеями!

Мы в Лайне: http://line.me/ti/p/%40por7687f
Мы ВК: http://m.vk.com/club119464479

 

20151228 151402Народная артистка Туркменистана Гульбахар Мусаева, звезда туркменского балета, долгие годы ведущая балерина театра оперы и балета им. Махтумкули, родилась в Ашхабаде в 1946 году в артистической семье. Ее мама Тохта Алимова работала артисткой Туркменского государственного ансамбля народного танца, а отец Ораз Мусаев был замечательным вокалистом.

Гульбахар была еще совсем крохой, когда в октябре 1948 началось страшное ашхабадское землетрясение. В тот момент Ораз Мусаев учился в Московской консерватории, а Тохта, оставив дочку в продленном детском саду, где дети были под присмотром воспитателей в течение всей недели, уехала с ансамблем на гастроли. Находившаяся в садике Гульбахар чудом выжила. Так как сразу не могли найти родителей, ее с остальными детьми эвакуировали в Баку. Когда Тохта вернулась в Ашхабад, она немедленно стала разыскивать дочку, а вернув ее из Баку, уже ни на шаг от себя не отпускала.

Теперь родители никогда не оставляли дочку одну: брали с собой на работу, будь то репетиции или гастрольный тур. С детства Гульбахар была окружена театрально – сценической атмосферой и само собой, что ее пристрастие к танцу проявилось очень рано и день за днем становилось все сильней. Вот несколько зарисовок из ее «гастрольного» детства. На гастролях в Одессе, на репетиции номера мама обнаружила, что маленькой Гульбахар рядом нет. В поисках дочери, Тохта вышла на задний двор местной филармонии и увидела, что находившиеся там музыканты и артисты, сгрудилась в кучу, и были поглощены зрелищем, которое проходило в центре. Тохта 20151228 141026пробралась сквозь толпу и увидела, что в центре ее пятилетняя Гульбахар исполняет какой-то задорный танец, зрители весело хлопают в ладоши и бросают конфеты в подол ее платья. А вот другая история, тоже имевшая место во время гастролей. Во время своего выступления, мама обычно поручала присмотр за дочерью концертмейстеру, который был человеком веселым, любившим подшутить. Он сказал маленькой Гульбахар: иди, пройдись по сцене. И когда конферансье, и он же главный балетмейстер ансамбля И. Бойко объявлял номер, сзади него, выйдя из одной кулисы и по направлению к другой, пафосно «гуляла» Гульбахар, причем, на ходу выделывая разные танцевальные па. Зал взорвался аплодисментами и веселым смехом, а недоумевающий конферансье только за кулисами узнал о причине такого необычного поведения публики.

20151228 150815Конечно же, маленькая Гульбахар, воспитанная сценой и творческой атмосферой ансамбля народного танца, мечтала о том, чтобы продолжить дело мамы: танцевать народные танцы. Пока не произошел один случай, который полностью изменил жизнь девочки. В 1955 году в Москве проходила декада Туркменской культуры. В программе Декады были и опера «Евгений Онегин» на туркменском языке, и балет «Алдар-Косе», и выступления ансамбля народного танца. Гульбахар по традиции сопровождала маму на этих гастролях. Заключительный концерт проходил на сцене зала им. Чайковского, и Гульбахар, из-за кулис могла видеть выступления всех артистов. В концерте также принимали участие юные туркменистанцы, которые на тот момент учились в Ленинградском хореографическом училище им. А.Я. Вагановой. Гульбахар увидела на сцене прелестных маленьких балерин, которые словно парили по сцене в белых пачках и пуантах. Среди них были солисты: девочка и мальчик. Мальчик красиво поднимал свою партнершу высоко-высоко, и казалось что оба они совершенно невесомые. Зрелище для маленькой Гульбахар было потрясающим: нет, она, конечно, видела балет в своей жизни и не раз, но девочек-балерин, примерно ее возраста, она еще не видывала! Маленькие балерины произвели на нее неизгладимое впечатление, и после этого номера, прямо там, за кулисами Гульбахар призналась маме: я тоже хочу быть балериной и танцевать так чудесно, как эти девочки! Мама сразу поняла, что ее дочь задалась мечтой и, не теряя времени, они обе, там же за кулисами обратились к педагогу хореографического училища Лидии Тюнтиной, которая привезла своих воспитанников на концерт. Проверив и одобрив пластику и гибкость Гульбахар, Лидия Тюнтина посоветовала поступать летом, когда педагоги из хореографического училища приедут в Ашхабад делать набор.

20151228 150756Летом желающих поступить в училище было море. Педагог историко-бытового танца М.Б. Страхова в восхищении неоднократно повторяла, какие талантливые дети на туркменской земле! Гульбахар попала в десятку счастливчиков, успешно поступивших в Ленинградское хореографическое училище. В 10 лет у Гульбахар начались нелегкие трудовые будни, которые вели ее к успеху.

«Нам было очень трудно в первый год, - вспоминает Гульбахар Оразовна. – Мы были совсем еще дети, жили в общежитии по 17 человек в одной комнате. Ребята из Туркменистана всегда держались вместе – мы скучали по дому, родителям, по нашей солнечной погоде. Однажды мы собрались все вместе и пошли к директору училища с просьбой, чтобы он нас всех вернул домой в Туркменистан! Директор был удивительно мудрый и добрый человек. Он общался с нами, как со взрослыми – на равных. Он убедил нас доучиться этот год, а там уже уехать домой. После этого разговора прошел год, мы, благодаря умелым педагогам, привыкли, втянулись в учебу и уже думали о нашем будущем, а не о том, что нужно нам сейчас. Мы учились успешно, и все приходили смотреть, как сдает экзамен туркменская группа, так как молва о том, что мы все очень талантливые ребята, шла впереди нас».
Вместе с Гульбахар учились также такие звезды нашего балета как Ахмед и Юсуп Пурсияновы и Гозель Хуммаева.

20151228 151239Гульбахар училась очень усердно, все спецпредметы сдавала на «отлично». Педагоги сразу обратили внимание на ее физические данные, темперамент и природный талант. Особенное внимание ей советовали уделять дуэтному танцу, так как уже видели ее в ряду балерин, танцующих ведущие партии. В предвыпускном классе она вместе со своим земляком и однокашником Юсупом Пурсияновым, как наиболее талантливые студенты, были приглашены выступить с па-де-де на отчетном концерте, на котором обычно показывают свое мастерство выпускники училища. К своему выпускному году они с Юсупом подготовили сложные па-де-де из балетов «Дон Кихот» и «Жизель». Это удивительно, но балет «Дон Кихот», стал судьбоносным в жизни Гульбахар, как, впрочем, и ее партер - Юсуп Пурсиянов, с которым долгие годы она танцевала в паре. Гульбахар с теплотой и светлой ностальгией вспоминает годы учебы, своих педагогов.
«С 1 по 4 классы нас вела замечательный, талантливый педагог – Варвара Павловна Мей, - вспоминает Гульбахар Оразовна, - Она была нам как мама, так как приглашала нас к себе домой, кормила, всегда жалела нас, так как мы были оторваны от дома. Иногда журила нас, старалась привить нам вкус к искусству, культуру речи и поведения. В нас она уже с младых ногтей видела потенциал, понимала, кто на что способен. Однажды она мне задала вопрос, – Ты в «Дон Кихоте» с Брегвадзе хотела бы танцевать? (Танцовщик Борис 20151228 151252Брегвадзе в ту пору был одним из самых сильных исполнителей партии Базиля в "Дон Кихоте"). А я, еще совсем ребенок, отвечала, - Нет, он слишком старый для меня, - чем очень ее веселила. Она дала нам крепкую базу, тот стержень, на который в дальнейшем мы нанизывали наши умения и навыки. Потом я училась уже у Нины Викторовны Беликовой, ученице самой Вагановой, у нее я и окончила училище. Я помню всех наших педагогов и учителей, очень им всем благодарна, ведь они относились к нам по-отечески, заботливо, мы всегда чувствовали их поддержку и любовь».

Окончив училище, Гульбахар вернулась в родной Ашхабад и сразу была зачислена в театр оперы и балета им. Махтумкули на роль одной из ведущей балерин. В тот период балетмейстер К. Джапбаров, задумал сделать молодежный спектакль, задействовав в нескольких составах всех однокурсников Гульбахар, которые вернулись в Ашхабад. Успех был оглушительный. Это был 1965 год. В этот год у Гульбахар было 5 больших партий в таких балетах, как: «Жизель», «Алдар-Косе», «Баядерка», «Эсмиральда» и «Бахчисарайский фонтан».
Так с 1965 года вплоть до 1993 Гульбахар Мусаева танцевала в своем любимом театре. Ей замечательно удавались партии Эне в "Алдар-Косе" Корчмарёва, Амударьи в "Гибели Суховея" Ч. Нурымова, Пери в "Чудесном лекаре" Мухатова и Равича, Жизель, Одетта - Одиллия, Никия, Китри, Барышня в "Барышне и хулигане" и др.

20151228 15133920151228 15184320151228 152153
В 1971 году она побывала на стажировке в Ленинграде, где брала уроки у Инны Зубковской, ведущей балерины Мариинского театра. Инна готовила с ней партию из любимого Гульбахар «Дон Кихота». В 1977 году состоялись индивидуальные гастроли Гульбахар и Ахмеда Пурсиянова в Чехословакию. Они были приглашены на ведущие партии в «Лебединое озеро» и танцевали с местными артистами. Местная театральная труппа попросила разрешения у Гульбахар и Ахмеда посмотреть на их репетиции. Конечно же, наши артисты с удовольствием разрешили им присутствовать на репетиции, после которой вся театральная труппа устроила им овацию. Гульбахар вернулась в Чехословакию через год в составе союзной сборной группы артистов, которые выступали перед советскими военными, находящимися в Чехословакии. В том же 1978 году она выступала на французской сцене в паре с Реджепом Абдыевым. Во Францию она поехала в составе туркменской творческой группы, где были артисты ансамбля народного танца и такие наши звезды, как Роза Тураева, Айдогды Кураев, Мая Шахбердыева.
20151228 152257В 1979 году Гульбахар решилась внести изменения в свою творческую жизнь и уехала работать по контракту в недавно открывшийся тогда Красноярский театр оперы и балета. Ей интересен был новый опыт, новые подходы в постановке. Там она тоже танцевала «Дон Кихота» и «Жизель», но в постановке балетмейстера из Большого театра. После 2 лет творческого эксперимента и поиска нового вдохновения, она вернулась в родной театр. Вернувшись она взялась за педагогическую деятельность, совмещая ее со сценической. С 1981 по 1985 она дает уроки характерного танца в РМШ, здесь же она возглавляет отделение по хореографии. Именно по ее инициативе в РМШ была введена ученическая практика в театре. Т.е., воспитанники школы участвовали в спектаклях, поставленных театром оперы и балета для детей. Если раньше роли лесных зверушек и детей в массовке играли взрослые, то при содействии Гульбахар, их заместили ученики РМШ: и взрослым облегчение и детям прекрасная возможность узнать все о театре, непосредственно участвуя в спектаклях.  Гульбахар ввела своих учеников в балет «Щелкунчик». Сейчас ее ученики выросли, многие разъехались по миру. Гульбахар гордится их успехами и радуется за них, как за собственных детей.
В 1984 году на Днях Туркменской культуры в Москве, Гульбахар танцевала на сцене Большого театра с А. Пурсияновым па-де-де из своего любимого балета «Дон Кихот». Готовясь к выступлению, она сидела за гримерным столиком Плисецкой, вдохновленная одной только мыслью, что здесь гримировалась великая Майя.
20151228 150939Те, кто застал времена деятельности театра оперы и балета им. Махтумкули, помнят, что ашхабадская публика была очень активная. Поклонники ходили именно на своих любимцев, ждали их выступлений, караулили с заднего выхода чтобы взять автограф. Да, были времена! В 1990 году Гульбахар отметила свой юбилей – 25-летие сценической деятельности - участием в балетах «Медея» и «Моцарт». Это был ее бенефис, зал был полон зрителей, на сцену летели букеты цветов, а поклонники вызывали ее танцевать «на бис».
С 1993 по 1999 Гульбахар Мусаева работала главным балетмейстером театра, восстановив к новой сценической жизни балеты «Дон Кихот», «Жизель» и «Вальпургиева ночь».
Сейчас она преподает уроки народно-характерного танца в музыкальном училище им. Д. Овезова. Ее бывшие ученики успешно выступают с такими танцевальными коллективами, как «Нязли», «Менгли», «Дестан».

20151228 15231720151228 152422
Имя Гульбахар Мусаевой, наряду с другими выдающимися деятелями туркменского балета, вошло в серию «Балет» Большой Советской энциклопедии (1981), и в Мировую Энциклопедию Танца в раздел Туркменское искусство. Как одна из лучших учениц Н.В. Беликовой она вошла в книгу «Петербургский балет: 1903 - 2003».

От имени наших читателей и от себя лично, хотим пожелать Гульбахар Оразовне крепкого здоровья, благополучия, счастья и плодотворной деятельности на благо развития туркменского танцевального искусства.

02.01.2016

Комментарии  

0 # Гулялек 01.05.2016 06:05
Жаль что у нас нет балета.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить